Геродот : 5. По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена. Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший —Колаксай. В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. 6. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнёс золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев — царя — племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами. 7. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времён первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет. Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно богатые жертвы. Если кто-нибудь на празднике заснёт под открытым небом с этим священным золотом, то, по мнению скифов, не проживёт и года. Поэтому скифы дают ему столько земли, сколько он может за день объехать на коне. Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил её, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось (не добывалось) золото. В области, лежащей ещё дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению. 8. Так сами скифы рассказывают о себе и о соседних с ними северных странах. Эллины же, что живут на Понте, передают иначе. Геракл, гоня быков Гериона (чаще - коров), прибыл в эту тогда ещё необитаемую страну (теперь её занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течёт, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли. 9. Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея. Там в пещере он нашёл некое существо смешанной природы - полудеву, полузмею (Богиня со змеями, родоначальница скифов, известна по ряду античных изображений). Верхняя часть туловища от ягодиц у неё была женской, а нижняя — змеиной. Увидев её, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у неё, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды соединился с этой женщиной. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла, а он с удовольствием бы удалился с конями. Наконец, женщина отдала коней со словами: «Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?». Так она спрашивала. Геракл же ответил на это: «Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь мое желание». 10. С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом, другого Гелоном, а младшего Скифом. Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое сыновей — Агафирс и Гелон не могли справиться с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И в память о той золотой чаше ещё и до сего дня скифы носят чаши на поясе (это только и сделала мать на благо Скифу). 11. Существует ещё и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населённая скифами, как говорят, издревле принадлежалаэ киммерийцам). С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своём, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишённых родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть ещё и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной. 12. И теперь ещё в Скифской земле существуют киммерийские укрепления и киммерийские переправы; есть также и область по имени Киммерия и так называемый Киммерийский Боспор. Спасаясь бегством от скифов в Азию, киммерийцы заняли полуостров там, где ныне эллинский город Синопа. Известно также, что скифы в погоне за киммерийцами сбились с пути и вторглись в Мидийскую землю. Ведь киммерийцы постоянно двигались вдоль побережья Понта, скифы же во время преследования держались слева от Кавказа, пока не вторглись в землю мидян. Так вот, они повернули вглубь страны. Это последнее сказание передают одинаково как эллины, так и варвары. Буди́ны (Βουδῖνοι) — древний народ, обитавший, по Геродоту севернее савроматов, и в то же время примыкавший к неврам . Геродот пишет, что будины были многочисленны, голубоглазы и рыжеволосы, вели кочевой образ жизни. К числу основных занятий будинов относятся охота и рыболовство. На их земле также обитали земледельцы-гелоны, которых Геродот считал переселившимися в земли будинов эллинами, и стоял город Гелон: В их области выстроен деревянный город; название этого города Гелон. Длина стены с каждой стороны - 30 стадиев; она высокая и целиком из дерева; и дома у них деревянные и храмы. Там есть храмы эллинских богов (Ἑλληνικῶν θεῶν ἱρὰ), украшенные по-эллински деревянными статуями, алтарями и наосами. И каждые три года они устраивают празднества в честь Диониса и впадают в вакхическое исступление. Ведь гелоны в древности — это эллины, которые покинули гавани и поселились у будинов. И говорят они на языке отчасти скифском (γλώσσῃ τὰ μὲν Σκυθικῇ), отчасти эллинском. Будины вместе с другими скифскими племенами участвовали в войне против Дария, вторгшегося в пределы Скифии (VI век до н. э.). По мнению Б. А. Рыбакова, будины археологически соответствуют балтским или славянским народам юхновской культуры. Апеллируя к многочисленности будинов, Б. Н. Граков отводил им обширное пространство от воронежских до полтавских лесостепей, покрытое, по сути, единой (с не очень существенными вариантами) археологической культурой. Культура эта занимает территорию от устья Десны до Ворсклы, к югу от лесной зоны до Северского Донца в его лесостепном и отчасти степном течении с включением лесистого воронежского Подонья. Гелон (Γελωνός) - согласно Геродоту (IV, 108—109), город в земле скифского племени будинов, столица племени гелонов, которое, якобы, происходило от греческих колонистов, изгнанных из приморских поселений и осевших среди будинов, и говорящих на смеси скифского и греческого языка. Геродот описывает Гелон как деревянный город, обнесённый высокой стеной, каждая сторона которой протянулась на 5,5 км, с деревянными же домами и святилищами, в том числе эллинских богов. Учёные старой школы (академик И. Е. Забелин и др.) считали, что Гелон мог быть на месте Саратова (Нижняя Волга). Современные украинские учёные (Б. А. Шрамко и др.) отождествляют Гелон с Бельским городищем (треугольным) возле села Бельск Котелевского района Полтавской области (Украина) - 50,02° N 34,38° E, однако у этой версии имеются и противники.Аэрофотоснимок. Аркаи́м укреплённое поселение эпохи средней бронзы рубежа III—II тыс. до н. э., относящееся к т. н. «Стране городов». Расположено на возвышенном мысу, образованном слиянием рек Большая Караганка и Утяганка в 8 км к северу от посёлка Амурский Брединского района и 2 км к юго-востоку от посёлка Александровского Кизильского района Челябинской области. Поселение и прилегающая к нему территория с целым комплексом разновременных памятников археологии является природно-ландшафтным и историко-археологическим заповедником - филиалом Ильменского государственного заповедника имени В. И. Ленина УрО РАН. Памятник отличается уникальной сохранностью оборонительных сооружений, наличием синхронных могильников и целостностью исторического ландшафта.Аркаим был обнаружен в июне 1987 года отрядом Урало-Казахстанской археологической экспедиции, состоявшей из двух археологов (С. Г. Боталова и В. С. Мосина), нескольких студентов археологической направленности и нескольких школьников из соответствующих кружков. Причиной начала археологического обследования территории послужила необходимость строить Больше-Караганское водохранилище для нужд Большекараганской межхозяйственной оросительной системы, для обеспечения водой сельскохозяйственных районов области. В то время уже действовало обязательное правило археологического обследования в местах будущих строительств, поэтому и были проведены охранные раскопки в зоне строительства. Специалисты не придали значимости исследованиям в этом районе — экспедиция отправлялась как на малоперспективную работу — предстояло обследовать неинтересный с точки зрения находок обширный степной район. Всего в нескольких километрах от экспедиционного лагеря школьники обнаружили характерные рельефы местности. В соответствии с планом строительства все археологические объекты, расположенные в зоне строительства, должны были затопить, но благодаря активной позиции директора Эрмитажа академика Б. Б. Пиотровского, председателя Президиума Уральского отделения АН СССР академика Г. А. Месяца и ряда специалистов-археологов удалось отстоять памятник. В апреле 1992 года территория (3300 га) с находящимся на ней поселением была выделена Советом Министров РФ под организацию экспериментального природно-ландшафтного и историко-археологического заповедника - филиала Ильменского государственного заповедника имени В. И. Ленина.Объект был назван по наименованию доминирующей над местностью горы, которая располагается в 4 км к югу от поселения. Топоним «Аркаим» происходит от (тюрк. арка) - «хребет», «спина», «основа».С 1991 года ведутся масштабные раскопки Аркаима под руководством Г. Б. Здановича. Исследования памятника производятся с использованием естественно-научных методов (палеопочвоведческих, геолого-минералогических, геолого-морфологических, радио-углеродное датирование и др.). В ходе работ было вскрыто около 8000 м² площади поселения (примерно половина), вторая часть была исследована с помощью археомагнитных методов. Тем самым была полностью установлена планировка памятника. Здесь же был впервые в Зауралье применён метод реконструкции, и Л. Л. Гуревичем сделаны рисунки возможного вида поселения.Памятник состоит из укреплённого города, двух некрополей и останков древних пастбищ (загонов). Город радиальной схемы, диаметром около 170 метров, состоит из двух круговых стен, одна из которых окружена другой. К обеим кольцевым стенам пристроены помещения, имеющие формы кругового сектора. По сути, город представлял собой крепость, состоящую из двух «многоквартирных» домов. В этом городе жили и работали люди, а животные паслись за пределами города, в том числе и в специальных загонах. Кольцевые стены и стены жилищ сделаны из брёвен, забитых глиной, и высушенных (необожжённых) глиняных кирпичей. Различаются помещения личного и общественного пользования, жилые и мастерские. В некоторых помещениях обнаружены не только гончарные мастерские, но и металлургическое производство. В центре города была площадь. Между стенами была кольцевая дорога, от этой дороги к центральной площади ведут прямые улицы. В городе имелась ливневая канализация с отводом воды за пределы города. По найденным в могильниках черепам был восстановлен облик жителей Аркаима, оказавшихся европеоидами. Антропологические реконструкции мужчины и женщины выставлены в Челябинском областном краеведческом музее и Музее природы и человека заповедника «Аркаим». Находки с раскопок памятника можно увидеть только в Музее археологии и этнографии ЧелГУ и в заповеднике «Аркаим», а также в рамках передвижных выставок. Памятник датируется рубежом III—II тыс. до н. э., либо началом II тыс. до н. э.Неизвестно, сколько просуществовал город. В нём произошёл пожар и город выгорел. Существует три версии возникновения пожара: город подожгли местные жители;город спалил внешний враг;произошел случайный пожар.Города и укреплённые поселения аркаимского типа в настоящий момент обнаружены на значительной площади, охватывающей юг Челябинской области, юго-восток Башкортостана, восток Оренбургской области и север Казахстана. Хронологически они относятся к эпохе средней бронзы, то есть их возраст примерно 3800—4000 лет. Эти поселения образуют комплекс, называемый «Страна городов». Начало исследованиям положили раскопки поселения Синташта. На сегодняшний день исследования ведутся Институтом археологии УрО РАН, Историко-культурным заповедником «Аркаим», институтами и университетами Башкортостана, Челябинской, Свердловской, Оренбургской областей, а также специалистами из США, Голландии и Германии. Поселения аркаимского типа, в отличие от других поселений бронзового века Южного Зауралья, имеют свою специфическую особенность: сопряжённые стенки жилищ, располагающиеся в форме круга, овала или прямоугольника, довольно большой размер поселенческих памятников, которые, соответственно, не могли существовать долго на локализованной территории в виду исчерпания природных ресурсов. Поэтому традиционно считается, что культура Синташты возникла в ходе витка индоевропейской миграции, проходящего по землям Южного Зауралья. Носители данной культуры не так долго жили на этих территориях. Вскоре они покинули свои поселения и отправились в другие степи. До сих пор среди учёных идут споры о принадлежности памятников данного типа. Есть три основных версии происхождения таковых: теория местного субстрата; теория ближневосточного происхождения Синташты (С. А. Григорьев), которая не признаётся практически никем;теория миграций с запада, причиной которых послужил распад циркумпонтийской металлургической провинции — эта теория поддерживается основной массой исследователей. 17 мая 2005 года Аркаим с кратким визитом посетил президент России Владимир Путин, в ходе визита которого официальными лицами и прессой активно муссировались арийские версии происхождения городища.
Πηγή:https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%8B
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BD_(%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%B8%D0%BC
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B8%D1%84%D1%8B
Εκπαιδευτικό Ιστολόγιο με στόχο την ενημέρωση για την Μυθολογία, την Προϊστορία, την Ιστορία και τον ελληνικό πολιτισμό greek.history.and.prehistory99@gmail.com
Δεν υπάρχουν σχόλια:
Δημοσίευση σχολίου