Ελληνική ιστορία και προϊστορία

Ελληνική ιστορία και προϊστορία
Ελληνική ιστορία και προϊστορία

Παρασκευή 4 Νοεμβρίου 2016

ИСТОРИЯ ХАНЬЯ И КАНЕА ГОГОД В ГРЕЦИИ НА ОСТРОВЕ КРИТ

Ханья́ венецианское название Канеа город в Греции, на острове Крит. Второй по величине город острова. Административный центр нома Ханья . Порт на Эгейском море. Расположен примерно в 70 километрах на запад от Ретимно и в 145 километрах западнее города Ираклион. До 1971 года Ханья была административным центром острова. В древности на территории города находился полис Кидония . Кидония полис в античной Греции, на северозападном побережья Крита , на территории современного греческого города Ханья . Местонахождение Кидонии установил в XIX в. Роберт Пэшли на основании изучения исторических источников, однако первые раскопки были проведены лишь в XX веке. По одной из легенд, был основан царем Кидоном, сыном бога Гермеса и Акаллы, дочери Миноса. Соперничал с Кноссом и Гортиной, позднее стал колонией Закинфа, потом Самоса, и в конце концов Эгины. В эпоху Минойской и Микенской цивилизаций (середина конец II тыс. до н. э.) вокруг Кидонии обитал малочисленный народ кидоны , которых Гомер отличал от других народов Крита ( минойцев, ахейцев и пеласгов ). По преданию, в Кидонии впервые стали выращивать айву . Из-за этого греки называли айву кидонским яблоком. От названия города происходит латинское название этого растения cydonia . В честь Кидонии назван также регион в северном полушарии Марса. Кидоны (микенский греческий: ku-do-ni-jo / Kudōnios, древнегреч. Κυδωνες название народа, обитавшего в бронзовом веке на северо-западе острова Крит. С их именем связано имя мифического царя Кидона (микенский греческий: ku-do / Kudōn ), который основал город Кидония ( Линейное письмо А : ka-u-do-ni / ku-do-ni  микенский греческий : ku-do-ni-ja / Kudōniā ; древнегреч. Κυδωνία ). Наряду с этеокритянами (минойцами) считались древнейшими обитателями острова Крит.  Об их происхождении и языке практически ничего не известно. Косвенным свидетельством существования кидонов является отличие материальной культуры запада Крита в период минойской цивилизации. В раннедворцовый период критские иероглифы распространились в центре и на востоке острова, тогда как на западе отсутствовали. Хотя город Кидония был, предположительно, основан минойцами и в культурном плане не отличался от остального острова, однако подчинённые ему территории на западе острова оставались культурно отсталыми; на юго-западе острова отсутствуют какие-либо памятники Линейного письма А. С точки зрения материальной культуры кидоны выглядят как продолжатели неолитических традиций Крита, тогда как минойцы как носители энеолитических традиций, пришедшие с материковой Греции или из Анатолии. Древнегреческий историк и географ Страбон в своей «Географии» ссылается на пересказ Стафила Навкратийского поэмы Гомера и помещает ещё существовавших в его время кидонов на запад острова Крит. Он называет их, наряду с этеокритянами («подлинными критянами») на юге острова, как «вероятно, коренных обитателей острова», тогда как дорийцев на востоке — как поздних мигрантов. Одновременно Страбон упоминает, что небольшой город Прес со святилищем Зевса Диктейского на востоке острова принадлежал этеокритянам. Данные Страбона о поселениях острова противоречили общепринятому тезису о том, что дорийцы после завоевания острова Крит заселили его на западе и в центре, а этеокритяне были вытеснены на восток. Возможно, путаница в тексте Страбона возникла оттого, что в описании Крита он опирался не на современные ему, а на более ранние источники, а известных ему дорийцев поместил в места, в этих источниках не упоминавшиеся. Крит был завоеван римлянами в ходе Третьей Митридатовой Войны, в которой поддерживал Понтийское царство. В 73 году до н. э. на Крит приезжает в качестве наместника римлян Марк Антоний Кретик , однако его пропреторство заканчивается плачевно в 71 году до н. э. критяне наносят поражение его флоту возле Кидонии и берут его самого в плен. Вместе с оккупацией острова Квинтом Цецилием Метеллом в 67 году до н. э. начинается длительный период мира и процветания, в течение которого были вновь отстроены такие города как Кидония, Кносс , Фест , а также административный центр острова Гортина. Гортина был единственным городом уцелевшим от множества вторжений. Присутствие римлян существенно не затрагивало повседневную жизнь критян, которые сумели сохранить свой язык, традиции и культуру. Римляне построили множество архитектурных памятников, которые сохранились до сегодняшнего дня. В 58 году на Крите впервые узнали о христианстве (через апостола Павла).
В результате разделения Римской Империи на Восточную и Западную остров постепенно переходит под юрисдикцию Византии. Начинается распространение христианства, строится много церквей. В частности к этому периоду относятся жизнь святого Андрея Критского и архиепископство в Гортине Андрея Иерусалимского . Долгое время, в том числе на протяжении всего Средневековья на острове, который не затронули нашествия германцев и славян, сохраняются античные порядки, в том числе и рабовладение. После начала Арабских завоеваний (7 век) усиливаются морские атаки мусульман на остров, учащаются случаи блокады его населённых пунктов. В 826 году группа мусульман из Иберии захватывает остров и превращает его в мусульманский эмират, хотя большинство населения продолжает придерживаться православия. Ираклион переименовывают в Рабд-эль-Кандак и он становится центром пиратства и работорговли. Рейды критских мусульман на подконтрольные Византии территории, которые по свидетельству греков превратили в пустыню морское побережье и большую часть островов, заставляют византийских императоров предпринимать попытки вернуть остров под свой контроль. Константин VII Багрянородный отправляет на Крит флот триер , снабженных греческим огнём , под предводительством патрикия Константина Гонгила, но войска оказываются полностью разбиты и уничтожены по причине неопытности и трусости командующего. В 960—961 годах будущий император Никифор II Фока по приказу императора Романа собирает флот дромонов сажает на них византийские войска из Азии и отвоёвывает Крит. Подробное описание этой кампании, в ходе которой применялись и пехота, и конница, и тяжелые осадные орудия, занимает Книгу Первую и половину Книги Второй труда «История» византийского историка Льва Диакона . Во времена Алексея I Комнина на острове начинается восстание. Его подавляет византийский флот , которым командует Иоанн Дука , занимающий в этот момент должность главнокомандующего флотом великого дуки . Византия удерживает остров вплоть до 1204 года , когда крестоносцы захватывают Константинополь. После Четвёртого крестового похода Крит был выделен Бонифацию Монферратскому . Он, в свою очередь, продал это владение венецианцам за 1000 серебряных марок. Венецианцы овладели островом в 1252 году, но в 1263 году их конкуренты из Генуи под предводительством мальтийского графа Энрико Пескаторе и при поддержке местного населения выбили их с острова. Генуя удерживала власть над островом до возвращения венецианцев в 1285 году. При венецианцах город Ханья стал резиденцией ректора главы администрации острова. Город был важным торговым центром процветающего сельскохозяйственного региона. Поначалу венецианское правление было суровым и репрессивным, но позднее отношения между критянами и венецианцами улучшились. Контакт с Венецией вел к тесному переплетению венецианской и критской культур, но греческое население, однако, сохраняло православное вероисповедание. Город назывался La Canea. Городские укрепления были усилены, и границы города приобрели современные очертания. После падения Константинополя в 1453 году многие священники, монахи и художники нашли прибежище на Крите. В течение последующего периода в городе Ханья сложилась смесь византийской, венецианской и классической греческой культуры. В это время были построены многие важные здания, развивались письменная культура, музыка, образование. Турки захватили город 2 августа 1645 года, после двухмесячной осады . Во время осады было много погибших, особенно среди турок. Турецкий командующий по возвращении был казнён за потерю около 40 000 человек. Большинство церквей города были обращены в мечети. Турки жили в основном в западных кварталах города, Кастелли и Сплатциа, где они превратили доминиканскую церковь Святого Николая в главную мечеть («Houghiar Tzamissi»). Были построены и новые мечети, такие как «Kioutsouk Hassan Tzamissi» в гавани. Также в городе были построены турецкие бани и фонтаны. В Ханье была резиденция турецкого паши Крита. Во время антитурецкого восстания 1821 года в городе были столкновения между греками и турками, которые привели к жертвам с обеих сторон. Большинство погибших были христианами. Епископ Мельхиседек Деспотакис был повешен на дереве за участие в восстании. После Галепского соглашения (30 сентября 1878 года) христианское население получило больше прав. Но после антитурецких выступлений 1889 года часть привилегий, полученных греками, была отменена фирманом 26 октября 1889 года. Однако волнения продолжались в течение 1890-х годов. В 1898 году Османская империя предоставила Криту автономию, а в 1913 году он официально вошёл в состав Греции. В течение этого периода турки переселялись из города в Турцию. Остатки турецкого населения жили в Ханье вплоть до Греко-турецкого обмена населением 1923 года.
Πηγή: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/История_Крита
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Ханья
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Кидония_(Древняя_Греция)
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Кидоны



Δεν υπάρχουν σχόλια:

Δημοσίευση σχολίου