Осиос Лукас (Ὅσιος Λουκας) православный монастырь в Греции, основанный преподобным Лукой Елладским (отсюда название). Расположен на западных склонах горы Геликон в окрестностях города Дистомо (ном Беотия) и в 37 километрах от города Дельфы (ном Фокида). Монастырь знаменит мозаиками, древнейшие из которых восходят к XI веку. Монастырь был основан преподобным Лукой Стириотом, который, как отшельник, поселился на склонах Геликона около 946 года. Вскоре вокруг него образовалась монашеская община, и было начато строительство первого монастырского храма во имя святой Варвары. Лука скончался в 953 году и был погребён в своей келье, над которой позднее была построена небольшая церковь. Монастырь возглавил Филофей, завершивший строительство церкви Святой Варвары. При нём, благодаря поддержке Константинополя, началось активное развитие монастыря. Был построен кафоликон, украшенный в начале XI века мозаикой, и крепостная стена вокруг монастыря.
После захвата в 1204 году столицы Византийской империи крестоносцами монастырь сильно пострадал от завоевателей: были утрачены многие его реликвии и сокровища, а сам он был передан ордену тамплиеров. Во второй четверти XIII века монастырь был разграблен ахейским князем Виллардуэном, который вывез из монастыря в Венециюмощи преподобного Луки (частица мощей осталась в одном из афонских монастырей). В 1312 году монастырь вновь был разграблен франками.
Позднее монахи вернулись в него, но своё величие Осиос Лукас утратил. При султанах Селиме I и Сулеймане I монастырь 20 лет был необитаем, кельи разрушались, а кафоликон лишился крыши. Восстановить монастырь помог константинопольский патриарх Иеремия I, также он дал монастырю независимость от местных церковных иерархов. Путешественники XVII века
уже описывают монастырь как процветающий и называют его самым красивым в Греции. Во время войны за Пелопоннес между турками и венецианцами в конце XVII века монастырь был ограблен турками и албанцами.
Монастырь был центром греческого национально-освободительного антитурецкого движения. В 1780 году в нём 95 партизан во главе с Андрицосом Верусисом в монастырской башне держали осаду против трёхтысячного турецкого войска и ушли из монастыря невредимыми. 26 марта 1821 года в монастыре епископ Салонский Исаия, вслед за митрополитом Германом, благословил лаварон (знамя) греческого национального восстания против турецкого ига. В ответ на поддержку монастырём повстанцев турки 14 июня 1822 года вошли в монастырь и разрушили его: «был сожжён иконостас церкви Богоматери, потеряна серебряная доска, на которой была написана история основания монастыря, мозаики были закопчены пламенем, разводимым в кафоликоне турками и мрамор потерял блеск».
Во время Второй мировой войны монастырь подвергся бомбардировке в 1943 году на него было сброшено 16 бомб, которые разрушили трапезную и повредили стены кафоликона. Реставрация монастыря началась в 1958 году. По настоящее время Фонд археологических ресурсов Министерства Культуры Греции осуществляет восстановление и консервацию мозаик кафоликона. В 1980 году из иконостаса кафоликона были украдены четыре иконы XVI века, написанные Михаилом Дамаскином. В 1986 году из Венеции в Осиос Лукас вернулись мощи его основателя преподобного Луки Елладского.
Монастырь Осиос Лукас крупнейший из трёх памятников монументального византийского искусства XI века (наряду с Дафни и Неа Мони. В 1990 году включён в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время этот действующий мужской монастырь (находится в юрисдикции Элладской православной церкви) является популярным паломническим и туристическим центром Греции.
Древнейшей постройкой монастыря является церковь Святой Варвары (в настоящее время посвящена Богородице). Она построена в 946 — 955 годы, на деньги фиванского стратига. В ходе поздних перестроек здание церкви вошло в состав кафоликона (примыкает к нему своей южной стороной). Строение относится к типу крестовокупольных храмов на четырёх колонках, имеет трёхконховую апсиду и увенчана куполом на парусах. В барабане купола имеются восемь двойных окон, украшенных мраморными вставками с рельефами из процветших крестов. Храм имеет нартекс и двухъярусную входную открытую галерею. Церковь является одним из лучших образцов столичного типа храмов на четырёх колоннах.
В церкви сохранились фрески XI—XII веков (в правом арочном переходе алтаря святые Игнатий, Феофор и Поликарп; в северной половине арки диаконника святые Харалампий, Лев Катан и Софроний) и одна фреска X века с изображением Иисуса Навина говорящего с архангелом Михаилом (обнаружена в ходе реставрационных работ1964 года). Фигура архангела не сохранилась, сюжет был определён на основе цитаты об этом библейской событии, сопровождающей изображение. На столбе рядом салтарной преградой сохранился декоративный фриз, окружавший утраченную фигуру Иисуса Христа. Строительство церкви предание связывает с предсказанием преподобного Луки об освобождении Крита от сарацин: когда у него спросили о возможности освобождения острова, то он сказал «Роман спасёт Крит», а на вопрос говорит ли он об императоре Романе I, ответил «Не он, но другой». Крит освободил в 961 году император Роман II Младший и, помня о пророчестве, направил в Осиос Лукас строителей с указанием построить для монастыря церковь по подобию Святой Софии. Кафоликон Осиос Лукас является самой крупной постройкой средневизантийского периода.
Церковь крестовокупольная, имеет октогональную форму с круговым обходом в верхнем ярусе. Девятиметровый купол церкви опирается на тромпы, что возникло под влиянием армянской архитектуры. В барабане купола расположено 16 небольших окон.Пресбитерий кафоликона перекрыт небольшим куполом. Нижний уровень внутренних стен храма покрыт мраморными плитами, которые символизируют «твердь вод под твердью». С запада к церкви пристроен сводчатый нартекс, украшенный мрамором и мозаиками, на востоке расположена выдвинутая за периметр апсида центрального алтаря. На первом ярусе под хорами расположены компартименты с крестовыми сводами, украшенными мозаиками и фресками. Хоры второго яруса украшены аркадой, выходящей в центральное пространство храма.
Под зданием расположена крипта, построенная для того, чтобы основание кафоликона имело одинаковый уровень со стоящей рядом церковью Богородицы. Крипта имеет крестообразную форму и является нижним храмом кафоликона — в ней установлен мраморный иконостас и рака, в которой до перенесения в главный храм хранились мощипреподобного Луки. Стены крипты украшены фресками, современными мозаикам кафоликона. На их изображены ряд евангельских сцен (в том числе Страсти Христовы),апостолы, 28 фигур святых, а также преподобный Лука в окружении учеников. Мозаики кафоликона созданы в начале XI века (существуют альтернативные версии, датирующие мозаики XII веком). Над созданием мозаик работало два мастера: первый украсил наос и апсиду, второй нартекс. Работы этих мастеров отличаются: «стиль первого мастера характеризуется известной приглаженностью и педантической аккуратностью, стиль второго, при его внешней грубости, выдаёт большую свежесть и непосредственность».
Стена нартекса, являющаяся наружной украшена фигурами 5 мучениц Ирины, Екатерины, Варвары, Евфимии, Марины и Юлианы. На центральном простенке (над выходом) в медальонах помещены фигуры пяти греческих мучеников Анемподиста, Пегасия, Акиндина, Афтония и Элпидофора. Справа от этой мозаики изображены равноапостольные Константин и Елена, стоящие по сторонам от Креста Господня, а также пять мучениц в медальонах Анастасия, Фекла, Агата, Феврония и Евгения. На северным окном (боковая торцовая стена) изображено «Омовение ног»: апостолы одеты в белые гиматии, в центре композиции Иисус в синем гиматии омывает ноги апостола Петра. Лицо апостола показывает душевное смятение от происходящего. Напротив него, в люнете южного окна нартекса помещена мозаика «Уверение апостола Фомы».
В парусах свода у северного окна изображены целители Косьма и Дамиан (последний утрачен) и Кир и Иоанн. Крестовой свод центрального компартимента наоса украшен изображением Богородицы Оранты в окружении Иоанна Крестителя и архангелов Гавриила и Михаила. Мозаики южного свода практически утрачены, сохранился лишь медальон с изображением святого Мокия.
На восточной стене нартекса помещена сцена Распятия Христа. Над входом из нартекса внаос (основное пространство храма) помещено изображение Христа Пантократора в золотом хитоне и ярко синем гиматии. Тимпан южного компартимента слева от Пантократора украшает мозаика «Сошествие во ад». Иисус в развевающемся белом гиматии попирает сломанные врата и замки́ ада, в правой руке он держит Крест, а левой возводит из гроба Адама (старец в белых одеждах) и Еву (фигура молодой женщины в розовом плаще). С другой стороны от Иисуса изображены Соломон и Давид в царских одеждах. В арках (медальоны и в рост) изображены апостолы. Апсида центрального алтаря украшена изображением Богородицы на престоле с младенцем Христом на руках. Тёмно-синие мафорий и одежды Марии выделяются на золотом мозаичном фоне, полностью покрывающем апсиду. Капеллы, расположенные в рукавах трансепта, имеют одинаковое оформление Христос в окружении двух поклоняющихся ему ангелов, образ Богородицы Одигитрии в восточном люнете, фигураместночтимого святого в западном люнете и три медальона с ликами святых на северной и южной арках капеллы. Лик Богородицы обращён в центр храма и для того, чтобы она параллельно смотрела и на Богомладенца, в северном рукаве трансепта она держит Иисуса на левой руке, а в южном на правой. Купол апсиды украшен сценой сошествия Святого Духа, исходящего от этимасии, помещённой в центр композиции. Над окнами апсиды деисус, заключённый в медальоны. Триумфальную арку перед алтарной частью украшают изображения архангелов Михаила и Гавриила.
Центральный купол был мозаикой с изображением Христа Пантократора в окружении четырёх ангелов, Богородицы и Иоанна Предтечи. Мозаика была разрушеназемлетрясением 1593 года и её заменили фреской, имитирующей мозаику. Образ Христа Пантократора монументален высота Евангелия в его руке составляет 1,1 м. Между окнами в барабане купола находились изображения шестнадцати ветхозаветных пророков, но уже к XIX веку мозаики обветшали и их заменили фресковой живописью. В тромпах помещены четыре евангельских сцены: Благовещение (не сохранилось), Рождество Христово, Сретение и Крещение. В полунишах образы четырёх Отцов Церкви: Василия Великого, святителя Николая, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Диаконник украшают мозаики на ветхозаветные темы Даниил во рву со львами и три отрока в пещи огненной.
В остальном пространстве храма помещены многочисленные изображения святых (около 150 фигур). В основном это преподобные и святые воины, то есть рать земная и небесная. Такой выбор обусловлен тем, что храм является монастырским, а в период его строительства Византия вела многочисленные войны. О провинциальном статусе обители свидетельствуют многочисленные изображения местночитым святых. Они (особенно изображения святых, связанных с основанием обители Лука Стириот (патрональный святой храма), Лука Гурникиот, Никон Метаноит и другие) занимают места, на которых традиционно в других храмах помещались образы Отцов Церкви.
Πηγή: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Осиос_Лукас
Εκπαιδευτικό Ιστολόγιο με στόχο την ενημέρωση για την Μυθολογία, την Προϊστορία, την Ιστορία και τον ελληνικό πολιτισμό greek.history.and.prehistory99@gmail.com
Ελληνική ιστορία και προϊστορία
Παρασκευή 9 Σεπτεμβρίου 2016
Осиос Лукас Византийский православный монастырь в Греции
Εγγραφή σε:
Σχόλια ανάρτησης (Atom)
Δεν υπάρχουν σχόλια:
Δημοσίευση σχολίου