Дорийское вторжение массовое переселение дорийцев с севера на
Пелопоннес в конце бронзового века (XIII-XII вв. до н. э.). С вторжением дорийцев связывают упадок микенской цивилизации и движение народов моря. Археологическим свидетельством вторжения учёные называют распространение геометрической культуры. Вместе с так называемыми дорийцами на Пелопоннесе распространились: фибулы (застёжки на одежду, прародители современных английских булавок ); длинные мечи (до этого в ходу были только короткие); культура полей погребальных урн (то есть погребание умерших, описанное в « Илиаде» и «Одиссее » сжигание трупа и погребение пепла в урнах). Таким образом, после вторжения дорийцев множество таких погребений стали превращаться в « кладбища», поля.) О мифологическом описании вторжения см. Гераклиды.
Тёмные века, Гомеровская эпоха, Предполисный период период в истории Древней Греции, охватывающий XI-IX века до н. э. (иногда продлевается до середины VIII в.), который начался после дорийского вторжения и последовавшего заката микенской цивилизации и закончился с началом расцвета греческих полисов, называемым архаическим периодом. Об этом периоде известно очень мало, он характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Происходит окончательное разрушение остатков микенской цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений. Вместе с тем Тёмные века характеризуются определённым техническим прогрессом, в особенности, освоением выплавки и обработки железа, а развитие социальных отношений привело к их трансформации в раннеклассовые и формированию уникальных предполисных общественных структур, заложивших фундамент для будущего прогресса. Период Тёмных веков также называют «Гомеровским» из-за того, что произведения «Илиада» и «Одиссея» легендарного поэта Гомера являются основными письменными источниками об этом времени. Термин «субмикенский период» предложил в 1934 году Т. Скит. В 1970-е годы Джереми Раттер оспорил корректность его использования, утверждая, что вся субмикенская керамика происходит из нескольких могил и могла быть неправильно периодизирована. Корректность термина вновь поддержана в начале XXI века. Древние греки классического периода также относились к этим векам как к своего рода межвременью. Согласно паросской хронологической таблице, именно тогда происходят многие из событий, известных по мифам. К примеру, Тесей убивает Минотавра и учреждает Истмийские игры в 1260 году до н. э., а Орест убивает свою мать в 1202 году до н. э. Эта же таблица относит время расцвета творчества Гомера к 930-м годам до н. э. В последний период «тёмных веков», около 900-700 годов до н. э., в греческом искусстве распространяется геометрический стиль. Военное искусство и ремесло периода смотрите статью Древнегреческий щит.
Тёмные века, Гомеровская Греция период в истории Древней Греции, охватывающий ок. 1200-800 гг. до н. э., который начался после заката микенской культуры и предполагаемого дорийского вторжения, и закончился с началом расцвета греческих полисов (периода архаики). Об этом периоде известно очень мало, он характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Происходит окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, но одновременно и их трансформация в раннеклассовые, а также формирование уникальных предполисных общественных структур. В конце этого застойного периода греческая цивилизация начала возрождаться, что привело к расширению греческого мира от Черного моря до Испании. Письменность была возрождена финикийцами с алфавитом, адаптированным к греческому языку, и распространена на север Италии и Галлии.
Геометрический стиль (также известен как геометрика ) был характерен для греческой вазописи в конце « тёмных веков » около 900-700 гг. до н. э. и вытеснил протогеометрический стиль. Центром распространения данного стиля были Афины. Постепенно он распространился в торговых городах на островах Эгейского моря. Помимо вазописи, стиль был характерен для мелкой пластики, глиптики и декоративно-прикладного искусства, и одновременно обозначение периода классической античности в Древней Греции. Геометрический орнамент, появившийся IX в. до н. э., представлял собою сочетание геометрических элементов, на вазах он располагался полосами и складывался из меандров , крестов и окружностей. В этом стиле отразилась суть древнегреческого искусства и религиозности. Помимо орнаментальных фризов получили распространение фигурные изображения, ставшие прообразами фризов с изображением животных и людей в период архаики. Орнамент составлял 80 процентов росписи геометрического стиля. В столетие Гомера после 750 г. до н. э. строго геометрическое направление сменяется фризами с изображениями сказочных хищных животных. На вазах стали изображать сюжеты мифов. Хотя протогеометрический стиль (1050-900 гг. до н. э.) представляет собой некоторое культурное возрождение по сравнению с предыдущей субмикенской керамикой, традиции микенской керамики были утрачены. Форма сосудов стала строгой и простой (в отличие от извилистых форм, характерных для микенской керамики). Протогеометрические сосуды разделены на несколько горизонтальных декоративных полос, в которых помещены простые геометрические элементы, обычно концентрические круги или полукруги. В Ранний геометрический период (900-850 гг. до н. э.) увеличилась высота сосудов, тогда как орнамент располагался лишь вокруг горлышка вплоть до середины корпуса сосуда. Оставшаяся поверхность покрывалась тонким слоем глины, которая при обжиге приобретала тёмно-металлический блестящий оттенок. В этот же период к декоративным элементам керамики добавился меандр, ставший одним из наиболее характерных элементов геометрического искусства. В Средний геометрический период (850-760 гг. до н. э.) увеличивается количество декоративных зон на сосуде, среди украшений преобладает меандр. Хотя технологии Среднегеометрического периода продолжали использоваться в начале VIII века до н. э., некоторые производители увеличили количество декоративных элементов на сосудах, стали устойчивыми формы животных в области горлышка и основания амфор. Появляются стилизованные человеческие изображения. Одним из характерных примеров позднегеометрического стиля является старейший подписанный древнегреческий сосуд работа гончара Аристонота или Аристонофа (VII век до н. э.). Амфора обнаружена в итальянском городе Черветери, на ней изображено ослепление Полифема Одиссеем и его спутниками. Начиная с середины VIII века до н. э. более тесные контакты между Грецией и Востоком обогатили греческую вазопись новыми элементами такими, как львы, пантеры, вымышленные существа, розетки, пальмы, цветы лотоса и др., что позднее развилось в ориентализирующий стиль. Для сосудов в геометрическом стиле характерны горизонтальные полосы, идущие кольцами вокруг сосуда. Между этими полосами помещаются различные декоративные мотивы, такие, как зигзаг, треугольник, меандр и
свастика. Наряду с абстрактными элементами появляются стилизованные изображения людей и животных, что отличает геометрическое искусство от протогеометрического. Многие сохранившиеся предметы геометрического периода это погребальные дары в могилах аристократов. Первые человеческие изображения появляются около 770 г. до н. э. на ручках амфор, где мужская фигура изображена с треугольным торсом, овальной головой с выступом вместо носа и длинными цилиндрическими бёдрами и голенями. Женские фигуры также абстрактны: их длинные волосы изображались как ряд линий, а грудь как мазки на уровне подмышек.
Πηγή: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Тёмные_века_(Древняя_Греция)
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/История_Греции
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Геометрический_стиль
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Дорийское_вторжение
Δεν υπάρχουν σχόλια:
Δημοσίευση σχολίου