Ελληνική ιστορία και προϊστορία

Ελληνική ιστορία και προϊστορία
Ελληνική ιστορία και προϊστορία

Σάββατο 25 Ιουλίου 2015

Иси́дор Грек Ки́евский митрополит Киевский и всея Руси 

Иси́дор Ки́евский (1380/1390?,Монемвасия — 27 апреля 1463Рим) —митрополит Киевский и всея Руси (ок.1436 — апрель  1458), местоблюститель апостольского престола  патриарха Антиохийского Дорофея (в 1439), папский легат Евгения IV для ПольшиЛитвы  и Ливонии  (с 16 сентября 1439), кардинал-пресвитер (с 18 декабря 1439) с титулом Святых Марцеллина и Пьетро (с 8 января1440), камерленго Священной Коллегии кардиналов  (14501451), кардинал-епископ субурбикарной кафедры Сабины (с7 февраля  1451) , Апостольский администратор епархии Червиа (10 июня1451 — 15 марта 1455), легат  Николая V в Константинополе (1452), архиепископ Никосии (10 мая 1456 — 27 апреля 1463), апостольский администратор архиепархии Корфу с 1458 по 1459 год, титулярный патриарх Константинопольский (20 апреля1458 — 27 апреля 1463), декан Священной Коллегии кардиналов (8 октября 1461 — 27 апреля 1463), гуманистбогослов, участник Ферраро-Флорентийского собора, активный сторонник унии с Римской католической церковью. Действия Исидора, направленные на утверждение неприемлемой дляМосковского княжества Флорентийской унии, стали одной из основных причин фактического провозглашения в 1448 году автокефалии Московской митрополии.
По происхождению грек. В начале XV века учился в Константинополе, был знаком с Мануилом ХрисолоройГуарино да Верона, встречался с Николаем Кузанским. Переписывал книги и делал выписки из сочинений античных авторов, интересовался различными сторонами гуманитарного и естественнонаучного знания: трудами античных философов и историков, риториками, пособиями по древнегреческому языку и грамматике, сочинениями по астрономии, прикладной химии и медицине. Письменно благодарил Мануила II Палеолога за его возвращение из поездки по Европе, за возобновление деятельности школ, закрытых во время первой осады Константинополя турками (1396—1402), сообщал о нехватке преподавателей.
Около 1410 года уехал из Константинополя в Монемвасию, принял  монашество  в монастыре Архистратига Михаила и всех ангелов. В Мистре познакомился с выдающимся учёным того времени Георгием Гемистом Плифоном. С Пелопоннеса писал письма императору Мануилу II Палеологу, деспоту Феодору II Палеологу,  митрополитамФотию Киевскому и Неофиту Мидийскому, итальянскому гуманисту Гуарино да Верона и др. В 1420-х годах произносил речи в честь молодого императора Иоанна Палеолога. На основе исторических свидетельств составил 2 записки о сущности спора Монемвасийской митрополии с Коринфом. Эти записки помогли императорскому суду прекратить спор и подтвердить прежние привилегии Монемвасии. В 1429 году в Константинополе произнес перед императором Иоанном VIII Палеологом свой знаменитый панегирик. Осенью 1429 года был в Сиракузах на Сицилии. В апреле 1430был опять на Пелопоннесе, затем переехал в Константинополь. Стал одним из членов круга придворных политиков, в 1433 году именовался кафигуменом императорского монастыря великомученика Димитрия Солунского. Считался одним из наиболее учёных представителей столичного духовенства.15 октября 1433 назначен членом дипломатического представительства Иоанна VIII Палеолога на Базельский собор, куда отправился в январе 1434 через Валахию иВенгрию. Недалеко от Тисы послы были ограблены вооружёнными людьми бана Яноша Мароти. Летом 1434 года прибыл в Буду, нанёс визит Эстергомскому архиепископу. 24 июня прибыл в Ульм, передал императору  Священной Римской империи Сигизмунду два письма от византийского императора и произнёс приветственную речь, в которой призвал Сигизмунда приложить все силы для объединения христиан против мусульманской агрессии. 12 июля 1434 прибыл в Базель, 24 июля на официальном приёме византийских послов, выслушав речь кардинала Джулиано Чезарини, произнёс ответную речь, в которой тоже коснулся ряда проблем в отношениях между церквями, напомнил о единстве «священного Тела Церкви» и сказал о возможности сохранить здоровье этого тела, ещё не имеющего столь глубокой раны, чтобы члены отпадали от тела. На соборе активно способствовал заключению унии с Римом. 5 июля 1439 года поставил свою подпись митрополита Киевского и всея Руси и местоблюстителя апостольского престола святейшего патриарха Антиохийского  под Соборным определением после автократора ромеев Иоанна Палеолога и двух представителей патриарха Александрийского. Греческое духовенство признавало главенство Римского папы и основные латинские догматы, император и духовенство надеялись получить от Запада сохраняло право на автономное самоуправление и проведение богослужений по византийскому обряду. Митрополит Исидор был одним из главных участников собора и сторонников унии, которая оказалась впоследствии малорезультативной: простой народ и духовенство не приняли её. В Византии сторонниками унии, по политическим мотивам, оставались только двор императора и назначенный им Патриарх. Другой причиной безрезультатности унии было то, что её провозгласил Флорентийский собор под руководством папы Евгения IV, власть которого не признавали многие государи Европы, сторонники Базельского собора и избранного им антипапы Феликса V. Не признавали власти Евгения и в Речи Посполитой, в состав которой входила западная часть Киевской Митрополии. 19 марта 1441 года приехал в Москву и передал Василию II послание Евгения IV, содержавшее просьбу помогать митрополиту в воссоединении Католической и Русской Церквей. Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе митрополит помянулпредстоятелей в соответствии с порядком церковной пентархии — папу РимскогоЕвгения, патриарха Константинопольского  Митрофана, папу Александрийского  Филофея, патриархов Антиохийского Дорофея и  Иерусалимского Иоакима. Затем Исидор прочёл самвона Соборное Определение Ферраро-Флорентийского собора. Через три дня был взят под стражу по указу великого князя и заключён в Чудов монастырь. Осуждён на соборе русского духовенства, при этом отказался от покаяния и отречения от унии. В сентябре 1441 года, очевидно с ведома Василия II, бежал в Тверь, в начале 1442 года прибыл в Литву, к 22 марта 1443 перебрался в Буду, где 23 марта молодой король Польши и Венгрии Владислав III Варненьчик  издал привилей с подтверждением равенства прав исвобод  православных  и  католических церквей в королевских владениях.В конце 1445 года был в Риме, 22 декабря уехал в Византию, в мае—октябре 1446находился в Константинополе, где, будучи митрополитом Киевским и всея Руси, поставил Даниила в епископа Владимирского. 12 февраля 1448 вернулся в Рим. В течение года (14501451управлял всей собственностью, сборами, средствами и доходамиСвященной Коллегии Кардиналов. 7 февраля 1451 удостоен сана кардинала-епископа Сабины. С июня 1451 года былАпостольским администратором епархии Червиа. 27 октября 1451 участвовал в тайной консистории. В мае 1452 как легат папы Николая V отбыл в Константинополь. Во главе отряда в 200 солдат в ноябре прибыл в окружённый турками город, 12 декабря в соборе Святой Софии напомнил о союзе Римско-католической и Православной церквей. В мае1453 года участвовал в обороне Константинополя, был пленён, но избежал смерти, так как султану были представлены останки чужого трупа в кардинальском облачении. Оставаясь неопознанным был отправлен в Малую Азию со многими незначащими заключенными. Смог бежать, достиг Пелопоннеса, в ноябре 1454 прибыл в Венецию, затем в Рим. В 1455 году участвовал в выборах папы римского. В марте 1455 года ушёл в отставку с должности Апостольского администратора Червии, в мае  1456  стал архиепископом Никосии на Кипре. 20 апреля 1458 получил титулярный сан патриарха Константинопольского. В августе 1458 снова участвовал в выборах папы римского, а в октябре передал власть над митрополией Киевской и всея Руси своему ученику Григорию (Болгарину), впоследствии отрекшемуся от унии и вернувшемуся в подчинение Константинопольскому Патриарху. 8 октября 1461 стал деканом Священной Коллегии кардиналов.Умер в Риме 27 апреля 1463 года, похоронен в базилике Святого Петра.
Πηγη: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Исидор_(митрополит_Киевский)

Δεν υπάρχουν σχόλια:

Δημοσίευση σχολίου