Доисторический период Карпато-Балканского региона (Юго-Восточной Европы), в широком смысле территории Балканского полуострова, включая такие современные страны, как Греция, Болгария p, Албания, Хорватия, Сербия, Босния и Герцеговина, FYROM, европейская часть Турции, Венгрия, Словакия, Румыния, Молдавия и некоторые регионы Украины, включая Закарпатскую область), охватывает период начиная с верхнего палеолита, когда здесь появляются первые кроманьонцы около 44000 лет назад, и вплоть до появления первых античных памятников письменности около 8 в. до н. э. В свою очередь, доисторической период данного региона условно делится на меньшие периоды: верхний палеолит, мезолит /эпипалеолит, неолит, халколит (экспансия индоевропейских народов) и протоисторию Границы между ними довольно условны. В частности, в зависимости от интерпретации, протоистория может включать или не включать бронзовый век на территории Греции (эгейская культура , 2800-p-1200 гг. до н. э.), а также культуры варварских народов на территории Греции и Балкан (фракийцев, иллирийцев, пеласгов и др. Согласно некоторым историкам, Юго-Восточная Европа вошла в период протоистории лишь во времена, описанные Гомером. В любом случае, период протоистории заканчивается не позже «Истории» Геродота 5 в. до н. э.
Балка́нский неоли́т общее название целого комплекса археологических культур Балканского полуострова, появившихся в результате миграции земледельческих народов из Малой Азии в VII тыс. до н. э. (через существовавший в то время Босфорский перешеек). Одно из первых балканский неолитических поселений Неа Никомедия. Прекратил своё существование после индоевропейского вторжения с северо-востока в III тыс. до н. э. Балканский неолит представлял своего рода «экспорт неолитической революции » с территории Ближнего Востока (протогород Чатал-Гююк, см. также Западноанатолийская цивилизация). Остатки населения Балканского неолита были вытеснены на юг, где могли участвовать в создании Элладской цивилизации. Культуры балканского неолита генетически связаны не с местными мезолитическими культурами (Лепенски-Вир и др.), а со вторженцами из соседних регионов. Их можно разделить по общим чертам на несколько крупных групп. Носители пришли на Балканы из западной Анатолии (вероятно, связана с культурой Хаджилар). Эта группа охватывала территорию Румынии, Болгарии, Македонии и Греции. Включала культуры Гура Бачулуй,
Караново I , Породин (Велушина), прото-Сескло, Сескло, Неа-Никомедия, существовавшие на благоприятных для заселения землях Фессалии, Пелагонии, Южной Албании и др. Для них характерна монохромная керамика или керамика с белой росписью. Вероятно, с этой группой культур связан также неолит Крита. Занимала Сербию и южную Паннонию вплоть до Баната. Её носители также пришли из западной Анатолии, однако несколько позже первой группы. В её состав входили культуры Старчево I, Кёрёш, Криш,. Винча, Димини. Для неё характерны грубая керамика и особый орнамент (Barbotine). Затронула лишь крайний запад Балкан (адриатическое побережье Хорватии, Албании, «пре- Сескло » в Греции). Была распространена вдоль побережья Иберии, Италии и северной Африки. Для неё была характерная керамика с оттисками пальцев или раковин (такая технология была известна как «импрессо »). На севере Балкан на позднем этапе неолита и в раннем халколите появляется группа культур Триполье-Кукутени. Несмотря на значительное сходство с соседней культурой линейно-ленточной керамики, распространённой в центральной Европе, впитала в себя также некоторые черты старчево-кришского комплекса. Антропологически состав трипольской культуры менялся: ближе к её исчезновению в ней всё чаще появляются антропологические типы, свойственные соседствовавшей с ней ямной культуре. В халколите поглощена пришельцами культур Усатово-Фолтешты, которые в дальнейшем заселили большую часть Балкан. В юго-западную часть Балканского полуострова на позднем этапе неолита из западной Анатолии (Бейджесултан ?) проникает новая группа культур (Дудешть, Боян, Хаманджия, Гумельница и др.). Вероятно, от одной из данных культур произошли минойцы.
Начиная со среднего неолита на северо-западе балканские культуры испытывают всё большее влияние культуры линейно-ленточной керамики.
В конце балканского неолита появляются первые следы индоевропейских вторженцев. Самой ранней индоевропейской культурой на Балканах, возможно, является культура Чернаводэ. Антропологически носители балканского неолита относились к средиземноморской расе, что отличало их как от кроманьонского мезолитического населения (Лепенски-Вир). По данным антропологии, на северо-восточной периферии балканского неолита сложилась индоевропейская общность (Среднестоговская культура). На территории Балкан, где дольше всего сохранялись пережитки культур балканского неолита, наблюдается максимальная концентрация гаплогруппы I2. Представленные на территории Балкан гаплогруппы J2 и G связаны с миграциями из западной Анатолии, а гаплогруппа E3b со средиземноморской группой («импрессо »). С приходом индоевропейцев на Балканах появляется гаплогруппа R1a. В религиозных представлениях центральное место занимал культ Богини Матери (аналог Кибелы), что свидетельствует о матриархальном характере общества. Носители Балканского неолита были близки к созданию цивилизации: у них начала зарождаться письменность (Тэртэрийские надписи, Табличка из Диспилио) и появлялись первые города (Сескло), где помимо многокомнатных домов-мазанок встречались административные сооружения в форме мегаронов. На поздних стадиях неолит уже начинал плавно переходить в энеолит, поскольку была открыта плавка меди, которая больше шла на украшения.
В медном веке на территорию Греции начинают проникать носители индоевропейских языков. Носители культуры Коцофень (предшественники иллирийцев и мессапов) ассимилируют культуру Малик в Албании, а носители Усатовской культуры (по версии М. Гимбутас -Дж. Мэллори предки фригийцев, македонцев и греков) постепенно проникают в материковую Грецию и ассимилируют пеласгов. С их появлением начинается Элладский период. Димини балканская неолитическая культура IV-III тысячелетий до н. э. Названа по имени греческого села в Фессалии , где производились первые раскопки. Культура содержит укрепленное поселение на холме (акрополь), разнообразную керамику и шлифованные каменные топоры . Являлась южной экспансией культуры Винча. Согласно «теории вторжения», люди культуры Димини уничтожили культуру Сескло около 5000 года до н. э. И. Лирицис предложил альтернативную теорию отношений между двумя культурами. Он вместе с Р. Гэллоуэем провел сравнительный анализ керамики из Димини и Сескло с использованием термолюминесцентной датировки, и выяснил, что поселение Димини возникло около 4800 г. до н. э., за 4 столетия до исчезновения культуры Сескло (около 4400 г. до н. э.). По мнению Лирициса, обе культуры сосуществовали некоторое время. Здесь же, в Димини, в 1886 году обнаружена гробница- толос эпохи Микенской Греции. В 1901 году ещё один толос был обнаружен на холме, под которым находилось поселение эпохи неолита. В 2001 году в ходе раскопок был обнаружен город Микенской эпохи и дворцовый комплекс часть древнего Иолка.
Диспилио, букв. «Две пещеры», греч. Δισπηλιό, болгарское название (до 1926) Дупяк археологический памятник на территории Северной Греции. Здесь найдены остатки поселения на берегу озера эпохи неолита, которое представляло собой искусственный остров близ современного села Диспилио на озере Орестиада в префектуре Кастория, провинция Македония. Озёрное поселение было обнаружено сухой зимой 1932 года, когда уровень озера снизился и стали видны следы поселения. Предварительное исследование провёл в 1935 г. Антониос Керамопулос. Раскопки начал в 1992 г. Георгиос Хурмузиадис, профессор доисторической археологии Салоникского университета им. Аристотеля. Отчёт о древнем климате стоянки, ботанических находках, методах рыбалки, орудиях и керамике был опубликован в июне 2000 в археологическом журнале Επτάκυκλος, и позднее Урмузиадисом в 2002 г. С целью привлечения туристов в Диспилио был создан музей под открытым небом, где реконструированы неолитические жилища, лодки, очаги и др. Предполагается, что Диспилио был населён в течение длительного времени, с поздней стадии среднего неолита (5600-5000 гг. до н. э.) до конечного неолита (3000 г. до н. э.). Обнаружен ряд артефактов, в том числе керамика, элементы деревянных сооружений и остатки деревянной мостовой, семена, кости, статуэтки, личные украшения, флейты (одна из них относится к 6 тыс. до н. э.).
Наиболее важной находкой является табличка из Диспилио со знаками, напоминающими письменность.
Табличка из Диспилио деревянная табличка со знаками, которую обнаружил в 1993 году греческий археолог Георгий Урмузиадис при раскопках неолитического селения у современного села Диспилио в Греции (ном Кастория), на берегу озера Орестиада. Метод радиоуглеродного анализа датирует табличку примерно 5260 годом до н. э. Как и тэртэрийские надписи, предположительно является памятником дунайского протописьма. Селение у озера Орестиада, раскопки которого начались в 1992 году, было населено с конца среднего неолита (5600-5000 годах до н. э.) до позднего неолита (3000 год до н. э.). В селении обнаружен ряд артефактов, включая керамику, деревянные элементы конструкций, семена, кости, статуэтки, личные украшения, флейты, а также данная табличка. Все они принадлежат к культуре Винча. Табличка была частично повреждена и в настоящее время находится на консервации.
Неа-Никомедия самое древнее неолитическое поселение на территории Европы, датировано 7 тыс. до н. э. Расположено на территории греческой Македонии (Иматия). Представлено прямоугольными домами в форме полуземлянок с плетеными и обмазанными глиной стенами. Основное занятие населения земледелие (горох, чечевица, пшеница, ячмень) и скотоводство (мелкий рогатый скот). Имеются следы обожженной и расписной керамики: женские фигурки, шарообразные сосуды аналогичны принадлежащим таким неолитическим культурам, как анатолийская Хаджилар и ближневосточная Хассуна. Также обнаружены каменные фигурки лягушек. Погребения скорченные на территории посёлка без погребальных даров. Культура Неа-Никомедия относится к группе культур Караново-Сескло. Сескло одно из первых известных неолитических поселений Европы, VII-VI тыс. до н. э. Названо по имени ныне существующего арумынского населённого пункта в Фессалии, Греция, где в XIX веке впервые производились раскопки.
Древнейшие находки датируются ~ 6850 г. до н. э. с погрешностью до 660 лет. Они принадлежат двум разным культурам, прото-Сескло и пре-Сескло. Последняя представлена вторичными поселениями, примыкающими к главному селению прото-Сескло, и относится к вторженцам старчево-кришской культуры, географически распространенной севернее Фессалии на берегах Дуная. Для культуры пре-Сескло была характерна штампованная керамика, которая, однако, довольно быстро исчезает. Обе культуры земледельческие. Дома вначале маленькие, из одной-двух комнат, из дерева или из сырцового кирпича на каменном фундаменте, строили на склонах холмов, примыкающих к плодородным долинам, где выращивали пшеницу и ячмень. Кроме того, разводили коз, овец , крупный рогатый скот, собак. В VI тысячелетии до н. э. появляются двухэтажные дома и мегароны (здания с колоннами). В поселении Сескло жило около 3 тыс. человек, что позволяет сопоставить его с неолитическими городами Ближнего Востока (Чатал-Гююк) и считать первым известным городом Европы. Более древние неолитические культуры Греции в эту эпоху ещё обитали в пещерах (Франхти). В целом неолитический комплекс прото-Сескло соответствует современному ему ближневосточному, но крупный рогатый скот был, по-видимому, одомашнен в Фессалии, где появился на несколько столетий раньше, чем в Чатал-Гуюке. Первые жители прото-Сескло не были знакомы с керамикой, что также сближает их с носителями ближневосточных культур докерамического неолита. Позже появляются изящные глазурованные кубки и чаши, декорированные геометрическим узором красного и коричневого цветов. В самый поздний период орнамент эволюционирует до мотивов, напоминающих языки пламени. Аналогичная
керамика известна также в западной Македонии, но отличается от малоазиатской. Кроме посуды, найдены статуэтки женщины, часто беременной, считающиеся признаком культа Богини-матери, что, впрочем, характерно не только для культур Сескло, но для всего Балканского полуострова и Подунавья. Культуры Сескло считаются материнскими для возникших позже других балканских неолитических культур, в частности старчево-кришской . Под их влиянием складывается также культура кардиальной керамики. В V тысячелетии до н. э. поселение Сескло было завоевано соседней культурой Димини.
Догре́ческий субстра́т термин, обозначающий неизвестный язык или языки, предположительно распространённые на территории Древней Греции до прихода носителей протогреческого языка. Предполагается, что греческий язык заимствовал большое количество слов и имён собственных из догреческого языка или языков, поскольку заметная часть греческих слов не может быть объяснена из реконструируемых прото-индоевропейских корней и морфем. В археологии догреческий субстрат ассоциируется с ранним и отчасти средним периодом элладской цивилизации материковой Греции, а также с минойской и кикладской цивилизациями на островах Эгейского моря. После возникновения микенской цивилизации, поглотившей три предыдущих, начинается стремительная ассимиляция догреческого населения. В эпоху Геродота многие из упоминаемых им народов сохранились лишь в легендах. Греческие историки упоминают ряд народов, обитавших на Балканском полуострове, на западной оконечности Малой Азии и на островах Эгейского моря до прихода греков. На Крите существовала Минойская цивилизация, влияние которой прослеживается также на Балканах и Кикладах; помимо греков и коренных критян, обитателями Крита Гомер называет такие народы, как кидоны и пеласги. Последние, согласно греческим преданиям, пришли на Крит вместе с греками в эпоху Миноса ; они же были наиболее многочисленным племенем материковой Греции. Помимо них, греческие мифы и предания упоминают также многочисленные другие народы: минийцы, кавконы, лелеги, аркадийцы, дриопы, кинурийцы, куреты, молосцы, телебои. На крайнем западе Малой Азии обитали лелеги, пеласги, тевкры, термилы, тирсены. Минойская цивилизация оставила большое количество письменных памятников, однако минойский язык пока остаётся непонятным. Тирсены надёжно идентифицируются с этрусками, а пеласги неоднократно рассматриваются в древнегреческих источниках как родственный этрускам народ. В египетских источниках XIII века до н. э. в числе « народов моря» предположительно упоминаются пеласги (они же филистимляне?), тирсены (этруски), возможно, также тевкры. Этническая принадлежность прочих народов, а также происхождение данных народов и родственные связи между ними остаются предметом спекуляций ввиду отсутствия их письменных памятников.
Πηγή: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Доисторический_Карпато-Балканский_регион
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Балканский_неолит
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Димини
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Табличка_из_Диспилио
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Диспилио
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Неа-Никомедия
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Сескло
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Доисторическая_Греция
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Догреческий_субстрат
Δεν υπάρχουν σχόλια:
Δημοσίευση σχολίου