Дигени́с Акри́т (греч. Διγενής Ακρίτας) — среднегреческая (византийская) эпическая
поэма о жизни и подвигах легендарного героя-акрита Дигениса. Время создания точно не определено, X—XII века. Поэма представляет собой сложное соединение византийского фольклорного творчества и христианской учёной, стилистически утонченной поэзии. Состоит из восьми книг неравного объёма. Написана характерным для византийской светской и народной поэзии пятнадцатисложником. Значительное число сохранившихся рукописных версий свидетельствует о большой популярности героя. Наиболее полная версия романа хранится в греческом монастыре Гроттаферрата под Римом.
Первые три книги рассказывают о родителях героя. Знатный воин Дигенис рожден от сирийского эмира, обратившегося в христианство, и дочери ромейского стратига («Дигенис» значит «Двоерожденный», то есть происходящий от родителей разных вероисповеданий). За свою мудрость и доблесть он назначен самим императором править пограничными областями. Рассказано о воспитании героя, о его женитьбе, о его столкновениях с апелатами (разбойниками), о единоборстве с девой-воительницей Максимо́ и, наконец, о мирной жизни в великолепном дворце, которую обрывает смерть. Поэма кончается пространным эпизодом многолюдных похорон знатной четы.
Долгое время (вплоть до конца XIX века) главный герой поэмы и описываемые в ней события считались исторически достоверными: их относили ко времени правления императора Романа I Лакапина. Хотя сейчас можно считать полностью доказанной фольклорность образа Дигениса, отдельные исторические детали создают колорит эпохи IX—X вв. Это преимущественно бытовые реалии, рисующие домашний уклад и обстановку военных походов знатного византийского вельможи. Упомянута почти вся территория, затронутая столкновениями арабских и ромейских войск во время похода Никифора II Фоки в 965—968 гг. В поэме можно найти мотивы греческого романа, временами обнаруживаются почти дословные повторения целых периодов из «Эфиопики», «Левкиппы и Клитофонта», «Дафниса и Хлои». В описаниях обучения Дигениса в детстве автор обнаруживает знакомство с «Киропедией»Ксенофонта, с Аррианом, Плутархом, Квинтом Курцием, Псевдо-Каллисфеном. Древнерусская версия поэмы известна под названием «Девгениево деяние». Известна в трех списках XVII—XVIII вв под названиями «Деяние прежних времен храбрых человек», «О дерзости и о храбрости и о бодрости прекрасного Девгения», «Житие Девгения». Одна из редакций перевода входила в состав погибшего в 1812 году Мусин-Пушкинского сборника рядом со Словом о полку Игореве и была переписана тем же писцом. Фрагменты этой редакции известны по «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. риты (греч. ακρίτες) — особое сословие в Византийской империи, представлявшее собою организованные общины свободных крестьян-воинов, поселения которых располагались в окраинных районах Малой Азии. Их деяния вдохновили население Византии на создание Дигенис Акрит и цикла Акритских песен.
Термин возник из греческого слова akron/akra, означавшего границу, и был схож по смыслу с лимитанами, использовавшимися в поздней римской армии для охраны границы лимесов. В официальных византийских документах термин, используемый в описательной манере, обобщая всех защитников восточной пограничной зоны, включая мусульман. Образ акриотов появился в большой степени под влиянием песен о них, и был посвящён военным войскам на границах империи. В действительности войска, размещенные вдоль границ Византии, были смесью профессиональных войск и местного ополчения, таких как Akritai или Apelatai. Акриты являлись легкой пехотой, набираемой из местного византийского населения. Apelatai в руководстве Никифора II Фоки, действовали в качестве мародёров, разведчиков и пограничников в постоянных войнах Византии с её восточными соседями. Кроме лёгкой пехоты, силы пограничников были дополнены легкой кавалерией, названной trapezitai или tasinarioi. В случае арабскогонабега (razzia) они поднимали тревогу, помогали в эвакуации местного населения в различные цитадели, а затем начинали набеги на противника до прибытия подкрепления. Офицеры акритов набирались из местной аристократии. Важность этого вида войск снизилась к концу десятого столетия, когда была радикально изменена структура защиты восточной границы, где было уменьшено количество фем, а войска были собраны в пяти больших региональных команд, разделённых потагмам. Во время первой половины одиннадцатого столетия Византия заметила снижение опасности на Востоке, и охрана границы была снижена; вследствие этого упущения турки-сельджуки смогли укрепиться в Малой Азии. Но при Мануиле I Комнине (правил в 1143 —1180 годы), была реорганизована фемная система, по которой акриты в обмен на земельные участки и освобождение от налоговых выплат становилось на защиту своих земель. Императору удалось возвратить Византии западную часть Малой Азии. Эта система существовала в Никейской империи для охраны анатолийской границы, особенно рядом с рекой Большой Мендерес, от вторжений турецких кочевников. Но верность акритов династии Ласкарисоввызвало в 1262 году восстание против узурпатора императорского трона — Михаила VIII Палеолога. После подавления восстания льготы акритов были отменены, а сами они вошли в состав регулярной армии. В XIII—XV веках Византия уступает туркам в регионе, что в конечном счете привело к тому, что акриты как вид войск окончательно прекратили свое существование.
Πηγη: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Дигенис_Акрит
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Акриты
Εκπαιδευτικό Ιστολόγιο με στόχο την ενημέρωση για την Μυθολογία, την Προϊστορία, την Ιστορία και τον ελληνικό πολιτισμό greek.history.and.prehistory99@gmail.com
Ελληνική ιστορία και προϊστορία
Κυριακή 4 Οκτωβρίου 2015
Дигени́с Акри́т среднегреческая (византийская) эпическая поэма
Εγγραφή σε:
Σχόλια ανάρτησης (Atom)
Δεν υπάρχουν σχόλια:
Δημοσίευση σχολίου