Ελληνική ιστορία και προϊστορία

Ελληνική ιστορία και προϊστορία
Ελληνική ιστορία και προϊστορία

Κυριακή, 30 Αυγούστου 2015

Иси́дор грек митрополит Киевский и всея Руси

Иси́дор Ки́евский (1380/1390?,Монемвасия — 27 апреля 1463, Рим) —митрополит Киевский и всея Руси (ок.1436 — апрель 1458), местоблюститель апостольского престола   патриарха Антиохийского Дорофея (в 1439), папский легат Евгения  Литвы иЛивонии (с 16 сентября 1439), кардинал-пресвитер (с 18 декабря 1439) с титуломСвятых Марцеллина и Пьетро (с 8 января1440), камерленго Священной Коллегии IV для Польши, кардиналов (1450—1451), кардинал-епископ субурбикарной кафедры Сабины (с7 февраля 1451), Апостольский администратор епархии Червиа (10 июня1451 — 15 марта 1455), легат Николая V вКонстантинополе (1452), архиепископ Никосии (10 мая 1456 — 27 апреля 1463), апостольский администратор архиепархии Корфу с 1458 по 1459 год, титулярный патриарх Константинопольский (20 апреля1458 - 27 апреля 1463), декан Священной Коллегии кардиналов (8 октября 1461 -  27 апреля 1463), гуманист, богослов, участникФерраро-Флорентийского собора, активный сторонник унии с Римской католической церковью. Действия Исидора, направленные на утверждение неприемлемой дляМосковского княжества Флорентийской унии, стали одной из основных причин фактического провозглашения в 1448 году автокефалии Московской митрополии. По происхождению грек. В начале XV века учился в Константинополе, был знаком сМануилом Хрисолорой, Гуарино да Верона, встречался с Николаем Кузанским. Переписывал книги и делал выписки из сочинений античных авторов, интересовался различными сторонами гуманитарного и естественнонаучного знания: трудами античных философов и историков, риториками, пособиями по древнегреческому языку и грамматике, сочинениями по астрономии, прикладной химии и медицине. Письменно благодарил Мануила II Палеолога за его возвращение из поездки по Европе, за возобновление деятельности школ, закрытых во время первой осады Константинополя турками (1396—1402), сообщал о нехватке преподавателей. Около 1410 года уехал из Константинополя в Монемвасию, принял монашество вмонастыре Архистратига Михаила и всех ангелов. В Мистре познакомился с выдающимся учёным того времени Георгием Гемистом Плифоном. С Пелопоннеса писал письма императору Мануилу II Палеологу, деспоту Феодору II Палеологу, митрополитамФотию Киевскому и Неофиту Мидийскому, итальянскому гуманисту Гуарино да Верона и др. В 1420-х годах произносил речи в честь молодого императора Иоанна Палеолога. На основе исторических свидетельств составил 2 записки о сущности спора Монемвасийской митрополии с Коринфом. Эти записки помогли императорскому суду прекратить спор и подтвердить прежние привилегии Монемвасии. В 1429 году в Константинополе произнес перед императором Иоанном VIII Палеологом свой знаменитый панегирик. Осенью 1429 года был в Сиракузах на Сицилии. В апреле 1430 был опять на Пелопоннесе, затем переехал в Константинополь. Стал одним из членов круга придворных политиков, в 1433 году именовался каф игуменом императорского монастыря великомученика Димитрия Солунского. Считался одним из наиболее учёных представителей столичного духовенства. 15 октября 1433 назначен членом дипломатического представительства Иоанна VIII Палеолога на Базельский собор, куда отправился в январе 1434 через Валахию иВенгрию. Недалеко от Тисы послы были ограблены вооружёнными людьми бана Яноша Мароти. Летом 1434 года прибыл в Буду, нанёс визит Эстергомскому архиепископу. 24 июня прибыл в Ульм, передал императору Священной Римской империи Сигизмунду два письма от византийского императора и произнёс приветственную речь, в которой призвал Сигизмунда приложить все силы для объединения христиан против мусульманской агрессии. 12 июля 1434 прибыл в Базель, 24 июля на официальном приёме византийских послов, выслушав речь кардинала Джулиано Чезарини, произнёс ответную речь, в которой тоже коснулся ряда проблем в отношениях между церквями, напомнил о единстве «священного Тела Церкви» и сказал о возможности сохранить здоровье этого тела, ещё не имеющего столь глубокой раны, чтобы члены отпадали от тела. После возвращения с Базельского собора и получения известия о смерти митрополита Герасима (1435), был рукоположен в епископский сан и поставлен на Киевский престол для руководства епископами 
Черниговской,Полоцкой, Владимирской, Турово- Пинской, 
Смоленской,Галицкой, Перемышльской, Холмской, Луцкой и Брянскойепархий (в Польше и Литве), Новгородской, Тверской иРязанской епархий (в Новгородской республике, Великом княжестве Тверском и Великом княжестве Рязанском),Ростовской, Владимиро-Суздальской, Коломенской,Пермской епархий (в Великом княжестве Московском). 2 апреля 1437 с ближайшим помощником монахомГригорием и двадцатью девятью родственниками в сопровождении Николая Гуделиса (императорского посла и посла великого князя) и рязанского епископа Ионыприбыл в Москву. Избранный Московским князем кандидат в митрополиты епископ Рязанский Иона был вынужден довольствоваться обещанием, что будет поставлен на престол после Исидора. Причиной поспешного поставления Исидора была необходимость обеспечить поддержку Киевской Митрополии и Московского князя проведению Флорентийского собора. В Москве был неприязненно встречен великим князем московским Василием II Тёмным, как поставленный против его воли. Будучи опытным дипломатом, сумел убедить великого князя в необходимости созыва нового Вселенского собора, на котором бы православные убедили католиков (латинян) отказаться от догматических нововведений, что послужило бы спасению Византии и Греческой Церкви. Получив от Василия II деньги и 100 человек свиты, 8 сентября 1437 года выехал изМосквы на Собор в Западную Европу. 14—23 сентября был в Твери (где с честью был встречен князем Борисом Александровичем и епископом Илиёй), 7—14 октября вНовгороде (был ещё перед Новгородом встречен с великой честью архиепископомЕвфимием и посадниками), 6 декабря — 24 января в Пскове (где почтён и служил обедню в Троицком соборе), затем в Юрьеве (где наряду с католическими храмами были две православные церкви), Володимере (где встречался с архиепископом Тимофеем иархимандритом Захарией). 4 февраля 1438 прибыл в Ригу. 7 мая отплыл на корабле вЛюбек вместе с епископом Суздальским Авраамием, тверским послом Фомой Матвеевичем, архимандритом Вассианом и неизвестным по имени автором Хождения на Флорентийский собор (митрополичий конный обоз ехал из Риги в Любек через Куршскую,Жемойтскую, Прусскую, Поморскую, Штральзундскую и Висмарскую земли). Греческая делегация 20 дней находилась в Венеции и в конце февраля приняла решение проводить Вселенский собор не в Базеле (500 км от Венеции), а в Ферраре (100 км от Венеции). Исидор 6 июня во главе русской делегации выехал из Любека и 18 августа прибыл вФеррару. Подарил Евгению IV саккос со сценами из византийской 
иконографии (хранится в сокровищнице Святого Петра в Ватикане).
19 марта 1441 года приехал в Москву и передал Василию II послание Евгения IV, содержавшее просьбу помогать митрополиту в воссоединении Католической и Русской Церквей. Во время архиерейского богослужения в Успенском соборе митрополит помянулпредстоятелей в соответствии с порядком церковной пентархии — папу РимскогоЕвгения, патриарха Константинопольского Митрофана, папу Александрийского Филофея, патриархов Антиохийского Дорофея и Иерусалимского Иоакима. Затем Исидор прочёл самвона Соборное Определение Ферраро-Флорентийского собора. Через три дня был взят под стражу по указу великого князя и заключён в Чудов монастырь. Осуждён на соборе русского духовенства, при этом отказался от покаяния и отречения от унии. В сентябре 1441 года, очевидно с ведома Василия II, бежал в Тверь, в начале 1442 года прибыл в Литву, к 22 марта 1443 перебрался в Буду, где 23 марта молодой король Польши и Венгрии Владислав III Варненьчик издал привилей с подтверждением равенства прав и свобод православных и католических церквей в королевских владениях.В конце 1445 года был в Риме, 22 декабря уехал в Византию, в мае—октябре 1446находился в Константинополе, где, будучи митрополитом Киевским и всея Руси, поставил Даниила в епископа Владимирского. 12 февраля 1448 вернулся в Рим. В течение года (1450—1451) управлял всей собственностью, сборами, средствами и доходамиСвященной Коллегии Кардиналов. 7 февраля 1451 удостоен сана кардинала-епископа Сабины. С июня 1451 года былАпостольским администратором епархии Червиа. 27 октября 1451 участвовал в тайной консистории. В мае 1452 как легат папы Николая V отбыл в Константинополь. Во главе отряда в 200 солдат в ноябре прибыл в окружённый турками город, 12 декабря в соборе Святой Софии напомнил о союзе Римско-католической и Православной церквей. В мае1453 года участвовал в обороне Константинополя, был пленён, но избежал смерти, так как султану были представлены останки чужого трупа в кардинальском облачении. Оставаясь неопознанным был отправлен в Малую Азию со многими незначащими заключенными. Смог бежать, достиг Пелопоннеса, в ноябре 1454 прибыл в Венецию, затем в Рим. В 1455 году участвовал в выборах папы римского. В марте 1455 года ушёл в отставку с должности Апостольского администратора Червии, в мае 1456 стал архиепископом Никосии на Кипре. 20 апреля 1458
 получил титулярный сан патриарха Константинопольского. В августе 1458 снова участвовал в выборах папы римского, а в октябре передал власть над митрополией Киевской и всея Руси своему ученику Григорию (Болгарину), впоследствии отрекшемуся от унии и вернувшемуся в подчинение Константинопольскому Патриарху. 8 октября 1461 
стал деканом Священной Коллегии кардиналов. Умер в Риме 27 апреля 1463 года, похоронен в базилике Святого Петра.
Πηγη: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Исидор_(митрополит_Киевский)

Δεν υπάρχουν σχόλια:

Δημοσίευση σχολίου